Образовательные стандарты
ФГОС НОО ОВЗ
С 1 сентября 2016 года во всех образовательных организациях, куда придут дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), будет реализовываться Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ)
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) относится «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится ПМПК, создаваемой согласно ч. 5 ст. 42 Федерального закона № 273-ФЗ. Положение о ПМПК утверждено приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
ФГОС ОВЗ является основным нормативным документом, который устанавливает единые государственные требования к образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В 2014, 2015 годах в Свердловской области прошла апробация ФГОС ОВЗ на базе стажировочных площадок.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ).
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях (п. 33 Порядка, части 10, 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ).
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие введение и реализацию ФГОС ОВЗ:
- Приказ Минобрнауки Россииот 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.07.2015г. № 311/Д «Об утверждении Плана-графика мероприятий («дорожной карты») по обеспечению введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области».
- Постановление государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Распоряжение Управления образованияАдминистрации г. Екатеринбурга от 12.08.15г. № 1405/46/36 «Об утверждении Плана-графика мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях муниципального образования «город Екатеринбург»