МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 184 «НОВАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литература»
уровень среднего общего образования
г. Екатеринбург, 2022
Рабочая программа учебного предмета «Литература» (базовый уровень) составлена
на основе ФГОС СОО и с учетом Примерной образовательной программы СОО. Предмет
изучается на базовом уровне. На его изучение предусматривается 3 часа в неделю в 10 и 11
классах Универсального профиля и 2 часа в 10-11 классах Социально-экономического
профиля.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
2
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
12)
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять
цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы,
лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской,
этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
3
внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации,
должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства,
способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание
ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному
языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через
него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства
причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической
преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература"
должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний
о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
4
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически
самостоятельный компонент учебной программы. Учебный материал для составления
модулей рабочей программы и их количество определены
учебными задачами по
достижению планируемых результатов. Достижение результата (или нескольких
результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого
модуля.
При определении содержания каждого из модулей учтено следующее условие –
обязательное присутствие среди учебного материала ключевых произведений русской
литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему. Присутствие
произведений мировой и родной (региональной) литературы носит сбалансированный
характер.
Принцип формирования историзма восприятия литературы осуществлен историкохронологическим изучением – тематические блоки изучаются на произведениях отдельного
исторического периода.
В программе дается рекомендательный список литературы, который дополнен и
адаптирован с учетом особенностей региона, обеспеченностью текстов в МАОУ СОШ
№184 «Новая школа».
Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных
произведений на уроке, медленное чтение с элементами комментирования; комплексный
анализ художественного текста; сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и
др.. В процессе данной деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с
художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются рабочей
программой (во время изучения одного модуля для медленного чтения на уроке выбирается
1–2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2
произведений).
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение
жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в
художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его
составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный
мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы
произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный
анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между
аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной
деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация,
пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная
5
(исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения
другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками,
экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи
литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными
науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для
интерпретации художественного произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках
списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся
выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения
основными приемами и методами анализа текста). Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта.
Устные жанры:
краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации
произведения), миниэкскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на
вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор
(литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и
презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу
самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты».
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с
произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочноинформационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность,
связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях.
Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных
ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события
литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
Список произведений и авторов к программе по литературе для 10–11-х классов
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (10 класс)
А.С. Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель
пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...». Поэма «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»),
«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...».
Н.В. Гоголь Поэма «Мертвые души» (первый том) (обзорное изучение с анализом
отдельных глав). Повесть «Нос».
А.Н. Островский Драма «Гроза»
И.А. Гончаров Роман «Обломов» (с анализом фрагментов).)
И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом
Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К.
Б.» («Я встретил вас – и все былое...»).
6
А.А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Учись у них…», «Как
беден наш язык…»..
А.К. Толстой «Коль любить, так без рассудку…», «Средь шумного бала, случайно…»,
«Когда природа вся трепещет и сияет…».
Н.А. Некрасов Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы
с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (обзор).
Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».
Пьеса «Вишневый сад».
Д.Н. Мамин-Сибиряк Роман «Приваловские миллионы» (обзор).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (11 класс)
И.А. Бунин Три стихотворения по выбору. Рассказы «Господин из Сан-Франциско»,
«Антоновские яблоки». Рассказы «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Чистый
понедельник».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На
дне». Поэзия конца XIX – начала XX вв.
И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилев, И.Северянин.
А.А. Блок Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«В ресторане»,
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной
дороге», цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо
Татьяне Яковлевой».
С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в
кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Письмо
женщине», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не
зову, не плачу…», «Русь Советская».
М.И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к
Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска
по родине! Давно…», «Мне нравится…», «Бабушка».
О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до
слез…».
7
А.А. Ахматова Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная
земля».
Поэма «Реквием».
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь». Роман
«Доктор Живаго» (обзор). Е. Замятин Роман «Мы». Жанр антиутопии.
М.А. Булгаков Роман «Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов «Усомнившийся Макар».
М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
А.Т. Твардовский Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,
«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».
А.И. Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича».
В. М. Шукшин Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в
шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в
повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения
в произведении.
Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и
преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи
человека со своими корнями.
Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной
природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее
и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
И. А. Бродский Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как
жаль, что тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка
традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема
одиночества человека в “заселенном пространстве”. Б. Ш. Окуджава Стихотворения:
«Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов.
Современные уральские поэты.
Лирика Ю.Казарина, Б.Рыжего и др.
А. В. Вампилов Пьеса «Старший сын».
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.
Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный
резонанс, положительные отклики в печати.
8
Историко- и теоретико-литературные блоки
Литература реализма (природное и социальное в человеке; объективная истина и
субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного
самосовершенствования человека в литературе реализма).
Литература модернизма – классическая и неклассическая, «высокого модернизма» и
авангардизма, отечественная и зарубежная (проблема традиции и новизны в искусстве;
Серебряный век русской культуры: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их
представители).
Литература советского времени (литература советская, русского зарубежья,
неподцензурная – представители; проблема свободы творчества и миссии писателя;
литература отечественная, в том числе родная (региональная), и зарубежная, переводы).
Современный литературный процесс (литература жанровая и нежанровая; современные
литературные институции – писательские объединения, литературные премии,
литературные издания и ресурсы; литературные события и заметные авторы последних
лет).
Литература и другие виды искусства (судьба художника в литературе и тема творчества
в литературе, литература и театр, кино, живопись, музыка и др.; интерпретация
литературного произведения).
Универсальный профиль
Тематическое планирование
10 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема, урок
Введение в курс 10 класса
Книги, прочитанные летом
Общая характеристика литературного процесса 19 века
Русская литература 1-й половины 19 века
А.С.Пушкин
Лирика.
Поэма «Медный всадник»
М.Ю.Лермонтов
Лирика.
Поэма «Демон» Н.В.Гоголь
«Петербургские повести» (обзор).
«Нос». Сюжет. Тематика и проблематика.
Из зарубежной литературы О.Бальзак.
«Гобсек».
9
часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
12
13
14
15
16
1718
19
20
2122
23
24
25
26
27
2829
30
3132
33
34
35
36
37
38
39
4041
42
43
44
45
46
47
Русская литература 2-й половины 19 века Общая
характеристика литературного процесса.
А.Н.Островский
Очерк жизни и творчества.
Драма «Гроза»
Общая характеристика.
Образ города Калинова.
Развитие внутреннего конфликта Катерины.
«Парные» образы.
«Гроза» в русской критике 60-х годов.
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
Из зарубежной литературы Г.Флобер.
«Госпожа Бовари».
Подготовка к сочинению. Сочинение.
И.А.Гончаров
Очерк жизни и творчества.
Роман «Обломов»
Общая характеристика.
Анализ 1 главы (экспозиция).
«Сон Обломова» - ключевой эпизод романа.
Обломов и Штольц.
Женские образы.
1
1
1
1
1
2
1
2
«Обломов» в русской критике 60-х годов.
Сочинение.
И.С.Тургенев
Очерк жизни и творчества.
Роман «Отцы и дети»
Общая характеристика.
Внешний конфликт романа (либералы – демократы, романтики – реалисты).
Внутренний конфликт в образе Базарова.
Испытание любовью (Базаров и Одинцова).
«Единомышленники» Базарова.
Смерть Базарова; эпилог. «Отцы и дети» в русской критике 60-х годов.
Сочинение.
Н.С.Лесков
Очерк жизни и творчества
«Очарованный странник». Общая характеристика
Русский национальный характер в образе главного героя
М.Е.Салтыков-Щедрин
Очерк жизни и творчества
10
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
«История одного города». Общая характеристика
Анализ избранных глав
Русская поэзия 2-й половины 19 века
А.К.Толстой
Особенности лирики
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов Обзор.
49
Введение в проект.
50
Этап 1. Очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева, А.А.Фета,
51- Н.А.Некрасова. Этап
2.Тематика и
своеобразие
52
Ф.И.Тютчева,
Н.А.Некрасова.
53
Этап 3. Анализ стихотворений.
54
Итоги работы.
55
Сочинение – анализ лирического стихотворения
Н.А.Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо»
56
Общая характеристика; «Пролог».
57
1 часть; народное понимание счастья.
58
Образы помещиков.
59
Женское счастье.
60
Образы народных заступников.
61
Сочинение.
Ф.М.Достоевский
62
Очерк жизни и творчества. Особенности личности
писателя. «Преступление и наказание» Общая
63
характеристика романа.
64
Петербург Достоевского.
65
Преступление Раскольникова: истоки.
66
Теория и нравственный тупик.
67
«Двойники» Раскольникова.
68
Образ Сони Мармеладовой.
69
Соня Мармеладова и Раскольников.
70
Эпилог. Символика снов в романе. Сочинение.
7172
48
11
1
А.А.Фета, 1
1
2
лирики
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
73
74
75
7677
7879
80
81
82
83
84
85
8687
88
8990
91
92
93
Л.Н.Толстой
Очерк жизни и творчества.
Мировоззрение Л.Толстого.
«Война и мир»
Общая характеристика романа, сюжет и композиция. I
том: знакомство с героями; семейная тема.
Первые потери и разочарования Андрея Болконского и Пьера Безухова.
1
1
1
2
2
II том: герои в поисках своего пути.
Образ Наташи Ростовой.
III том: война 1812 года в судьбах героев.
IV том и эпилог: образ Пьера.
Жизненные итоги героев.
Авторская идея. Сочинение.
1
1
1
1
1
1
2
А.П.Чехов
Очерк жизни и творчества.
«Футлярные» герои в рассказах 90-х годов.
1
2
Рассказ «Студент».
Сочинение по рассказам А.П.Чехова.
Своеобразие драматургии Чехова.
«Вишневый сад»
94
Общая характеристика.
95
Воплощение прошлого России в образах героев.
96
Настоящее и будущее России в пьесе.
97
Финал и авторская позиция.
98Сочинение.
99
100- ВЧ. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы» (обзор).
101
102 Итоги года. Чтение летом
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
Тематическое планирование
11 класс
1
2
3
4
5
Тема, урок
Введение в курс 11 класса.
Книги, прочитанные летом
Общая характеристика литературного процесса ХХ века.
Русская литература конца XIX - начала XX века.
Характеристика литературного процесса.
Реализм и модернизм.
12
часы
1
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
1314
1516
1718
19
20
21
22
23
24
2526
27
2829
3031
32
33
34
35
Реализм в литературе начала ХХ века.
А.И.Куприн
Очерк жизни и творчества.
«Гранатовый браслет».
Тема любви в повести.
Социальная проблематика.
И.А.Бунин
Очерк жизни и творчества.
Бунин-поэт.
«Антоновские яблоки». Лиризм прозы. Тема уходящей эпохи.
«Господин из Сан-Франциско». Духовный кризис буржуазной цивилизации.
Цикл «Темные аллеи» (рассказы «Солнечный удар» и «Темные аллеи»).
«Чистый понедельник». Любовь в творчестве Бунина.
Сочинение.
А.М.Горький
Очерк жизни и творчества.
Раннее творчество. «Старуха Изергиль».
Сочетание реализма и романтизма в раннем творчестве М.Горького.
«На дне»
Общая характеристика.
Система образов.
Философский спор о правде (Лука и Сатин).
Сочинение.
Модернизм
Поэзия Серебряного века (направления, принципы, имена).
Символизм: И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов.
Акмеизм: И.Э.Мандельштам, Н.С.Гумилев.
Футуризм: И.Северянин, В.Хлебников.
Вне группировок.
Зачетная работа.
ЗЛ Европейские поэты-модернисты: Г.Аполлинер, Р.Рильке.
13
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
36
3738
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Поэтические индивидуальности начала ХХ века
А.Блок
Обзор жизни и творчества. Ранний период.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Тема города и страшного мира.
Стихи о России.
Поэма «Двенадцать».
С.Есенин
Обзор жизни и творчества.
Образ России в лирике Есенина.
Стихи о любви.
Анализ стихотворения.
В.Маяковский
Обзор жизни и творчества.
Ранняя лирика.
Революционный пафос поэзии Маяковского.
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
49
50
51
Лирика о любви.
Сатирические стихи.
Зачетная работа
1
1
2
52
53
Марина Цветаева
Жизнь и творчество.
Мотивы лирики.
1
1
1
Анна Ахматова
Жизнь и творчество.
Мотивы лирики.
Анализ стихотворения.
Урок-концерт «Любимые стихи поэтов эпохи «Серебряного века».
1
1
1
1
54
55
56
57
58
59
Русская литература 20-х годов
Жанр антиутопии в русской литературе 20-х годов
Е.Замятин «Мы». Общая характеристика. Роман-предупреждение.
ЗЛ Сопоставление с романом-антиутопией Дж.Оруэлла «1984».
14
1
1
Литература 30-х годов
Обзор литературной ситуации этого периода.
А.Платонов «Усомнившийся Макар».
М.А.Булгаков
62
Очерк жизни и творчества.
«Мастер и Маргарита»
63
64-65 Общая характеристика романа.
66
Роль фантастического в романе, образ Воланда. Москва 30-х годов в романе.
67
Судьба творческой личности. Образ мастера.
68Тема любви в романе. Образ Маргариты.
69
Ершалаимские главы и их роль в романе.
70
71-72 Нравственные и философские итоги романа.
60
61
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
Сочинение.
73
М.А.Шолохов
Обзор жизни и творчества.
74
«Тихий Дон» (избранные главы)
75
Общая характеристика. Быт и нравы донского казачества.
76
Война в изображении Шолохова.
77
Путь Григория Мелехова.
Женские образы в романе.
Тема сталинских репрессий в литературе 20 века
78
А.Ахматова «Реквием».
А.Солженицын
79-80
«Один день Ивана Денисовича».
А.Твардовский
81
Обзор жизни и творчества. Лирика.
Б.Л.Пастернак
Обзор жизни и творчества.
82
Лирика.
83
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
84
Проза второй половины 20 века
85
Тема Великой Отечественной войны в литературе (обзор).
86-87 Повесть В. Быкова «Сотников».
15
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
88
89
90
91
92
93
94
9596
97
98
99
Поэзия второй половины 20 века
Лирика Н. Рубцова
Лирика И. Бродского.
Авторская песня (обзор).
Стихи Б.Окуджавы.
Стихи В. Высоцкого
Литература народов России
Поэзия Р.Гамзатова.
Драматургия второй половины 20 века (обзор)
А.Вампилов «Старший сын».
Современная литература
Особенности
современного российского литературного
направления, имена.
Рассказы Л. Улицкой.
Современная литература Урала (обзор). Поэзия Б. Рыжего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
1
1
1
1
1
2
процесса: проблематика,
1
1
1
1
1
1
Социально-экономический профиль
Тематическое планирование
10 класс
Введение в курс 10 класса. Книги, прочитанные летом
Общая характеристика литературного процесса 19 века
А.С.Пушкин Лирика. Поэма «Медный всадник»
М.Ю.Лермонтов. Лирика.
Поэма «Демон»
Н.В.Гоголь «Петербургские повести» (обзор). «Нос». Сюжет. Тематика и
проблематика.
Русская литература 2-й половины 19 века Общая характеристика литературного
процесса.
А.Н.Островский Очерк жизни и творчества. Драма «Гроза» Общая характеристика.
Образ города Калинова.
Развитие внутреннего конфликта Катерины.
«Парные» образы.
«Гроза» в русской критике 60-х годов.
Сочинение
Сочинение
И.А.Гончаров Очерк жизни и творчества. Роман «Обломов» Общая характеристика.
Анализ 1 главы (экспозиция).
«Сон Обломова» - ключевой эпизод романа.
Обломов и Штольц.
Женские образы. «Обломов» в русской критике 60-х годов.
Сочинение.
16
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Сочинение.
И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети». Общая
характеристика.
Внешний конфликт романа (либералы – демократы, романтики – реалисты).
Внутренний конфликт в образе Базарова. Испытание любовью (Базаров и
Одинцова).
«Единомышленники» Базарова. Смерть Базарова; эпилог. «Отцы и дети» в русской
критике 60-х годов.
Сочинение.
Сочинение.
Н.С.Лесков Очерк жизни и творчества «Очарованный странник». Общая
характеристика
Русский национальный характер в образе главного героя
М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества
«История одного города». Общая характеристика. Анализ избранных глав
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов Обзор. Введение в проект.
Этап 1. Очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова.
Этап 2.Тематика и своеобразие лирики А.А.Фета, Ф.И.Тютчева,
Н.А.Некрасова.
Этап 3. Анализ стихотворений. Итоги работы.
Сочинение – анализ лирического стихотворения
Сочинение – анализ лирического стихотворения
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Общая характеристика; «Пролог».
1 часть; народное понимание счастья.
Образы помещиков. Женское счастье. Образы народных заступников.
Сочинение.
Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Особенности личности писателя.
«Преступление и наказание» Общая характеристика романа. Петербург
Достоевского.
Преступление Раскольникова: истоки. Теория и нравственный тупик.
«Двойники» Раскольникова.
Образ Сони Мармеладовой. Соня Мармеладова и Раскольников.
Эпилог. Символика снов в романе.
Сочинение.
Сочинение.
Л.Н.Толстой Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Л.Толстого.
«Война и мир» Общая характеристика романа, сюжет и композиция.
I том: знакомство с героями; семейная тема.
Первые потери и разочарования Андрея Болконского и Пьера Безухова.
II том: герои в поисках своего пути. Образ Наташи Ростовой.
III том: война 1812 года в судьбах героев.
IV том и эпилог: образ Пьера.
Жизненные итоги героев. Авторская идея.
Сочинение.
Сочинение.
А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества.
«Футлярные» герои в рассказах 90-х годов. Рассказ «Студент».
17
61
62
63
64
65
66
67
68
Сочинение по рассказам А.П.Чехова.
Своеобразие драматургии Чехова. «Вишневый сад» Общая характеристика.
Воплощение прошлого России в образах героев.
Настоящее и будущее России в пьесе. Финал и авторская позиция.
Сочинение.
Сочинение.
ВЧ. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приваловские миллионы» (обзор).
Итоги года. Чтение летом
Социально-экономический профиль
Тематическое планирование
11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Тема урока
Введение в курс 11 класса.
Книги, прочитанные летом
Общая характеристика литературного процесса ХХ века.
Русская литература конца XIX - начала XX века. Характеристика литературного
процесса. Реализм и модернизм.
Реализм в литературе начала ХХ века. А.И.Куприн Очерк жизни и творчества.
А.И.Куприн «Гранатовый браслет».
Тема любви в повести. Социальная проблематика.
И.А.Бунин Антоновские яблоки».
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Духовный кризис буржуазной
цивилизации.
И.А.Бунин Цикл «Темные аллеи» (рассказы «Солнечный удар» и «Темные аллеи»).
«Чистый понедельник»
Сочинение.
А.М.Горький Очерк жизни и творчества. «Старуха Изергиль».
Сочетание реализма и романтизма в раннем творчестве М.Горького.
«На дне»
Сочинение.
Модернизм Поэзия Серебряного века (направления, принципы, имена).
Символизм: И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов.
Зачетная работа.
Акмеизм: И.Э.Мандельштам, Н.С.Гумилев.
Футуризм: И.Северянин, В.Хлебников.
Контрольная работа
Европейские поэты-модернисты: Г.Аполлинер, Р.Рильке.
Европейские поэты-модернисты: Г.Аполлинер, Р.Рильке.
Поэтические индивидуальности начала ХХ века А.Блок Цикл «Стихи о Прекрасной
Даме».
А.Блок Поэма «Двенадцать».
Сочинение
С.Есенин Образ России в лирике Есенина.
С.Есенин Стихи о любви.
18
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
В.Маяковский Ранняя лирика. Сатирические стихи.
Революционный пафос поэзии Маяковского. Лирика о любви.
Зачетная работа
Марина Цветаева Мотивы лирики.
Анна Ахматова Мотивы лирики.
Урок-концерт «Любимые стихи поэтов эпохи «Серебряного века».
Русская литература 20-х годов Е.Замятин «Мы». Общая характеристика. Романпредупреждение.
Литература 30-х годов Обзор литературной ситуации этого периода.
А.Платонов «Усомнившийся Макар».
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Общая характеристика романа.
Судьба творческой личности. Образ мастера.
Тема любви в романе. Образ Маргариты.
Нравственные и философские итоги романа.
Сочинение.
М.А.Шолохов «Тихий Дон» (избранные главы) Общая характеристика.
Быт и нравы донского казачества.
Война в изображении Шолохова.
Женские образы в романе.
Путь Григория Мелехова.
Сочинение
А.Ахматова «Реквием».
А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
А.Твардовский Обзор жизни и творчества. Лирика.
Б.Л.Пастернак Роман «Доктор Живаго» (обзор).
Проза второй половины 20 века Тема Великой Отечественной войны в литературе
(обзор).
Повесть В. Быкова «Сотников».
Поэзия второй половины 20 века Лирика Н. Рубцова
Лирика И. Бродского.
Авторская песня (обзор).
Стихи Б.Окуджавы.
Стихи В. Высоцкого
Литература народов России Поэзия Р.Гамзатова.
Драматургия второй половины 20 века (обзор) А.Вампилов «Старший сын».
Особенности современного российского литературного
процесса:
проблематика, направления, имена.
Рассказы Л. Улицкой.
Современная литература Урала (обзор). Поэзия Б. Рыжего
Сочинение
Итоговая работа
Резервный урок
19
20