РП Физика, 10-11, СОО, 2022-2024гг

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 184 «НОВАЯ ШКОЛА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Физика»
уровень среднего общего образования

г. Екатеринбург, 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» (базовый уровень) для 10-11
классов составлена на основе требований государственного образовательного стандарта
среднего общего образования к результатам освоения ОП СОО и с учетом Примерной
образовательной программы среднего общего образования.
Учебный предмет «Физика» является предметом обязательной учебного плана МАОУ
СОШ №184 «Новая школа», входит в образовательную область «Естественные науки».
На его изучение предусматривается по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах, 138 часов на
уровень образования.

Планируемые результаты
Личностные
Патриотическое воспитание: —проявление интереса к истории и современному
состоянию российской физической науки;
—ценностное отношение к достижениям российских ученых-физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание: —готовность к активному участию в
обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим
применением достижений физики;
—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание: —восприятие эстетических качеств физической науки: её
гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания: —осознание ценности физической науки как мощного
инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей
культуры; —развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: —осознание
ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности
правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием в домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права у другого человека.
Трудовое воспитание: —активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в
том числе и физических знаний; интерес к практическому изучению профессий,
связанных с физикой.
Экологическое воспитание: —ориентация на применение физических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; —осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: —потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы о физических объектах и явлениях;
—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в
том числе с использованием физических знаний;
—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий

Метапредметные
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия: —выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений);
—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения;
—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать
гипотезы о взаимосвязях физических величин;
—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение
нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; —самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,
исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):

—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной физической проблемы;
—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению:
распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать
мнения нескольких людей;
—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация: —выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих
для решения физических знаний;
—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту;
—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического
исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
—оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: —ставить себя на место другого человека в ходе спора или
дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других: —признавать своё право на ошибку при решении физических
задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого

Предметные результаты
"Физика" (базовый уровень):
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине
мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание
роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты

измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
Содержание
Физика и естественно-научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических
явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы
применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в
формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Физика и культура. Механика
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические
характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная
система отсчета. Законы механики Ньютона.
Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития
космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения
механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы.
Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные
доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии
теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение
состояния идеального газа. Уравнение Менделеева– Клапейрона.
Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.
Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия
тепловых машин.
Электродинамика
Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля.
Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме.
Сверхпроводимость.
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства
вещества.

Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление
самоиндукции.
Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое
применение. Геометрическая оптика. Волновые свойства света.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна.
Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. Квантовая физика. Физика
атома и атомного ядра
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой
дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе
квантовых постулатов Бора. Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных
ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация
звезд. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.
Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя) Прямые
измерения:
– измерение мгновенной скорости с использованием секундомера или компьютера с
датчиками;
– сравнение масс (по взаимодействию);
– измерение сил в механике;
– измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами;
– оценка сил взаимодействия молекул (методом отрыва капель);
– измерение термодинамических параметров газа;
– измерение ЭДС источника тока;
– измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита помощью электронных
весов; – определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).
Косвенные измерения:
– измерение ускорения;
– измерение ускорения свободного падения;
– определение энергии и импульса по тормозному пути;
– измерение удельной теплоты плавления льда;
– измерение напряженности вихревого электрического поля (при наблюдении
электромагнитной индукции);
– измерение внутреннего сопротивления источника тока;
– определение показателя преломления среды;
– измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;

– определение длины

световой волны;
– определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по
фотографиям).
Наблюдение явлений:
– наблюдение механических явлений в инерциальных и неинерциальных системах
отсчета;
– наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;
– наблюдение диффузии;
– наблюдение явления электромагнитной индукции;
– наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция, поляризация;
– наблюдение спектров;
– вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.
Исследования:
– исследование равноускоренного движения с использованием электронного
секундомера или компьютера с датчиками;
– исследование движения тела, брошенного горизонтально;
– исследование центрального удара;
– исследование качения цилиндра по наклонной плоскости;
– исследование движения броуновской частицы (по трекам Перрена);
– исследование изопроцессов;
– исследование изохорного процесса и оценка абсолютного нуля;
– исследование остывания воды;
– исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в
цепи;
– исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;
– исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;
– исследование явления электромагнитной индукции;
– исследование зависимости угла преломления от угла падения;
– исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от
линзы до предмета; –
исследование спектра водорода;
– исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).
Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):
– при движении бруска по наклонной плоскости время перемещения на определенное
расстояния тем больше, чем больше масса бруска;
– при движении бруска по наклонной плоскости скорость прямо пропорциональна
пути;
– при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;
– квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален
времени наблюдения (по трекам Перрена);
– скорость остывания воды линейно зависит от времени остывания;
– напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не равно
сумме напряжений на лампочке и резисторе;

– угол

преломления прямо пропорционален углу падения;
– при плотном сложении двух линз оптические силы складываются; Конструирование
технических устройств:
– конструирование наклонной плоскости с заданным КПД;
– конструирование рычажных весов;
– конструирование наклонной плоскости, по которой брусок движется с заданным
ускорением;
– конструирование электродвигателя;
– конструирование трансформатора;
– конструирование модели телескопа или микроскопа.
Календарно – тематическое планирование по физике для 10 класса
(35 учебных недель, 2 часа в неделю) УМК Л.Э. Генденштейн Физика 10 класс в 2 частях
№ урока
Тема
Количество
часов
Тема:
Физика и научный метод познания
2
1.
Физика и научный метод познания (Введение).
1
2.
Применение физических открытий (Введение).
1
Тема:
Механика
33
Кинематика
10
3.
Система отсчёта, траектория, путь и перемещение
1
4.
Скорость. Прямолинейное равномерное движение
1
5.
Решение задач
1
6.
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение
1
7.
Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при 1
равноускоренном движении».
8.
Криволинейное движение
1
9.
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела, 1
брошенного горизонтально».
10.
Решение задач
1
11.
Обобщающий урок по теме «Кинематика».
1
12.
Контрольная работа №1 по теме «Кинематика».
1
Динамика
14
13.
Закон инерции — первый закон Ньютона. Место человека 1
во Вселенной
14.
Силы в механике. Сила упругости
1
15.
Лабораторная работа №3 «Определение жёсткости 1
пружины».
16.
Второй закон Ньютона
1
17.
Третий закон Ньютона
1
18.
Решение задач
1
19.
Всемирное тяготение
1

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Тема:
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Движение под действием сил всемирного тяготения
Вес и невесомость
Силы трения
Решение задач
Лабораторная работа №4 Определение коэффициента
трения скольжения».
Обобщающий урок по теме «Динамика».
Контрольная работа №2 по теме «Динамика».
Законы сохранения
Импульс. Закон сохранения импульса
Реактивное движение. Освоение космоса
Механическая работа. Работа сил тяжести, упругости и
трения
Мощность
Энергия. Закон сохранения механической энергии
Решение задач
Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения
механической энергии».
Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в
механике».
Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в
механике».

1
1
1
1
1

Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярная физика
Молекулярно-кинетическая теория
Количество вещества. Постоянная Авогадро
Температура
Газовые законы
Решение задач
Лабораторная работа №7«Опытная проверка закона Бойля
-Мариотта».
Лабораторная работа №8 «Проверка уравнения состояния
идеального газа»
Температура и средняя кинетическая энергия молекул
Решение задач
Состояния вещества
Обобщающий урок по теме «Молекулярная физика».
Контрольная работа №4 по теме «Молекулярная физика».
Термодинамика
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней
энергии

22
12
1
1
1
1
1
1

1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
10
1

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Тема:
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

Первый закон термодинамики
Тепловые двигатели, холодильники и кондиционеры
Второй закон термодинамики. Охрана окружающей среды
Решение задач
Фазовые переходы
Лабораторная работа №9 «Измерение относительной
влажности воздуха».
Лабораторная работа №10 «Определение коэффициента
поверхностного натяжения».
Обобщающий урок по теме «Термодинамика».
Контрольная работа №5 по теме «Термодинамика»
Электростатика
Природа электричества
Взаимодействие электрических зарядов.
Решение задач
Напряжённость электрического поля
Решение задач
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
Потенциал и разность потенциалов
Электроёмкость. Энергия электрического поля
Решение задач
Обобщающий урок по теме «Электростатика».
Контрольная работа №6 по теме «Электростатика»
Подведение итогов учебного года.
Резерв учебного времени

1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование по физике для 11 класса
(35 учебных недель, 2 часа в неделю) УМК Л.Э. Генденштейн Физика 11 класс в 2 частях
№ урока
Тема
Количество
часов
Тема:
Электродинамика
38
Законы постоянного тока
10
1.
Электрический ток
1
2.
Закон Ома для участка цепи
1
3.
Последовательное и параллельное соединения
1
проводников
4.
Решение задач
1
5.
Работа и мощность постоянного тока
1
6.
Закон Ома для полной цепи
1
7.
Решение задач
1

8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Лабораторная работа №1 «Определение ЭДС и
внутреннего сопротивления источника тока».
Обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока».

1

Контрольная работа №1 по теме «Законы постоянного
тока».
Магнитный взаимодействия. Электромагнитное поле
Взаимодействие магнитов и токов
Магнитное поле
Решение задач
Лабораторная работа №2 «Наблюдение действия
магнитного поля на проводник с током».
Обобщающий урок по теме «Магнитные взаимодействия».
Электромагнитное поле
Электромагнитная индукция
Правило Ленца. Индуктивность. Энергия магнитного поля
Решение задач
Лабораторная
работа
№3
«Изучение
явления
электромагнитной индукции».
Производство, передача и потребление электроэнергии
Лабораторная работа №4 «Изучение устройства и работы
трансформатора».
Электромагнитные волны
Передача информации с помощью электромагнитных волн
Обобщающий
урок
по
темам
«Магнитные
взаимодействия», «Электромагнитное поле».
Контрольная работа №2 по темам «Магнитные
Взаимодействия», «Электромагнитное поле».
Оптика
Природа света
Законы геометрической оптики
Лабораторная работа №5 «Определение показателя
преломления стекла».
Линзы
Построение изображений в линзах
Решение задач
Глаз и оптические приборы
Световые волны
Лабораторная работа №6 «Наблюдение интерференции и

1

дифракции света»

1

16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35.
36.
37.
Тема:
38.
32.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Тема:
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Цвет
Обобщающий урок по теме «Оптика».
Контрольная работа №3 по теме «Оптика».
Квантовая физика
Кванты света — фотоны
Фотоэффект
Строение атома
Атомные спектры
Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и
линейчатого спектров».
Лазеры
Квантовая механика
Обобщающий урок по теме «Кванты и атомы».
Атомное ядро
Радиоактивность
Ядерные реакции и энергия связи ядер
Ядерная энергетика
Лабораторная работа №8 «Изучение треков
заряженных частиц по фотографиям».
Лабораторная
работа
№9
«Моделирование
радиоактивного распада».
Мир элементарных частиц
Обобщающий урок по теме «Квантовая физика».
Контрольная работа №4 по теме «Квантовая физика».
Строение и эволюция Вселенной
Размеры Солнечной системы
Солнце
Природа тел Солнечной системы
Разнообразие звёзд
Судьбы звёзд
Галактики
Происхождение и эволюция Вселенной
Обобщающий урок по теме «Строение и эволюция
Вселенной».
Контрольная работа №5 по теме «Строение и эволюция
Вселенной».
Подведение итогов учебного года.
Подготовка к итоговому оцениванию
Подготовка к итоговому оцениванию
Подготовка к итоговому оцениванию
Резерв учебного времени

1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

69.
70.

Резерв учебного времени
Резерв учебного времени


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».