РП финансовая грамотность, 10-11 класс, ФГОС СОО 2022

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №184 "Новая школа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 10-11 классов

г. Екатеринбург 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Финансовая культура» на уровне
среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, Примерной
программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций
Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации
программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций
по
финансовой
грамотности,
одобренной
межведомственной
координационной комиссией по реализации Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.
Рабочая программа курса «Финансовая культура» основана на
преемственности с программой для уровня основного общего образования.
Лежащие в её основе положения предполагают формирование устойчивых
личных установок в рамках финансовой культуры старших подростков.
Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает
ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов,
лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений
ответственного потребления, эффективного использования денег и
обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых
отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых
институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах,
ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и
финансовых посредников.
Программа по финансовой культуре предполагает использование
образовательной технологии, в основе которой лежит системнодеятельностный
подход,
а
также
применение
информационнокоммуникационных технологий в сфере финансовой культуры для
обеспечения практико-ориентированного и функционального использования
знаний о финансах в повседневной жизни старшими подростками.
Содержание программы основывается на возрастных особенностях
обучающихся и предусматривает комплексное освоение компонентов
финансовой культуры.
В этой связи отбор содержания определяется следующими факторами,
влияющими на финансовое поведение молодёжи во время обучения на уровне
среднего общего образования: запрос на выбор профессии и
профессиональное образование; завершающий этап социализации в школе,
который связан с повышением социального статуса на данном уровне общего
образования; расширение взаимодействия с государственными органами и
предоставляемыми услугами; усложнением потребностей, связанных с
участием в финансовых отношениях; повышением роли цифровых технологий

в том числе в предоставлении финансовых услуг молодёжи и необходимостью
обеспечения безопасности в финансовой сфере. Значительное место в
содержании учебного курса отводится исследованию возможностей
использования инвестиций и изучению темы о деятельности фондового рынка,
инструментах на этом рынке и создании условий для инвестирования
денежных средств, обеспечения безопасности и защиты от рисков.
Задачами реализации учебного курса «Финансовая культура» являются:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся
старшего подросткового возраста с опорой на прочные знания о роли
государства в экономическом развитии и проведении денежно-кредитной и
фискальной политики, компонентах финансовой системы, роли финансовых
технологий и особенностей инвестирования, в том числе при использовании
цифровых сервисов, возможностей профессионального выбора молодёжи;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации —
в старшем подростковом возрасте, становление её финансовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к отношениям внутри финансовой системы, определения
позиций себя как инвестора; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений
и будущей пенсии; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой
трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов; мотивации к
применению страховых услуг; освоение комплекса умений по обеспечению
финансовой безопасности, защите персональных данных при использовании
интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в
области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать финансовую информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах,
инвестициях, доходности финансовых инструментов; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для активного участия в экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и
умений для выстраивания отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой
сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Курс «Финансовая культура» позволяет реализовать межпредметные
связи с учебными предметами «Обществознание», «История», «Математика»,

«География».
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса,
— 68 ч (один час в неделю в каждом классе): 10 класс — 34 ч, 11 класс — 34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Раздел 1. Государство и финансовая система
Понятие «финансовая система». Роль государства в экономике. Основные
финансово экономические институты, их роль, функции и полномочия.
Финансовая политика государства. Национальная платежная система.
Государственный бюджет. Виды бюджета. Бюджетное устройство.
Бюджетный процесс. Доходы и расходы государственного бюджета.
Государственный долг. Инициативное бюджетирование.
Инфляция и покупательная способность. Последствия инфляции.
Факторы устойчивого развития. Основы глобального финансового рынка.
Риски и ограничения глобальной финансовой системы.
Раздел 2. Государство и человек
Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги физических лиц.
Налоговые вычеты: общая характеристика. Государственные услуги в
электронном виде. Субъекты и объекты социальной защиты. Социальные
пособия. Льготы. Материнский капитал. Государственная помощь семье.
Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование. Баланс доходов и
потребления на этапах жизненного цикла.
Финансовые платформы и экосистемы. Цифровые финансовые сервисы. Риски
цифровых технологий для потребителя.
11 КЛАСС
Раздел 1. Инвестиции, инвесторы, риски
Финансовый капитал. Виды финансового рынка. Особенности регулирования
финансового рынка в период кризиса. Риски и возможности во время
финансового кризиса.
Акции, облигации, государственные облигации, паевые инвестиционные
фонды, сберегательные сертификаты. Выбор цели инвестирования.
Определение суммы, горизонта инвестирования и уровня допустимого риска.
Управление инвестиционным портфелем. Выбор стратегии инвестиций.
Инвестиции и операции в цифровой среде. Выбор актива и времени сделки.
Арбитраж. Хеджирование. Диверсификация. Эффективное использование
активов и пассивов. Индивидуальный инвестиционный счет. Подходы к
управлению финансовыми рисками. Финансовая дисциплина.

Раздел 2. Профессия и финансовое благополучие человека
Риски здоровья, риски выбора региона или страны, риски выбора компании
или смены рабочего места. Формирование фундамента для будущего,
экономия за счёт наёмного работника, пенсии, здравоохранение, штрафы,
изъятия, биржа труда, пособие по безработице. Требования официального
трудоустройства. Риски семьи. Комплексное финансовое обслуживание.
Заработная плата. Премиальные выплаты и поддержка наёмного работника.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных
ресурсов;
умения
и навыки
разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям
в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
• Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной
платежной системе Российской Федерации; государственном бюджете;
инфляции и покупательной способности; факторах устойчивого
развития
экономики
и
других
сфер
жизнедеятельности;
налогообложении, налогах и их видах, налоговых вычетах; финансовом
капитале; особенностях регулирования финансового рынка в периоды
кризисов; об основных формах труда; инвестировании и его
механизмах;
ценных
бумагах;
видах
предпринимательской
деятельности; видах капитала; участниках финансовых отношений;
• характеризовать финансовые потребности личности, связанные с
уплатой налогов, получением социальных льгот и пособий; наёмный
труд и его особенности; современный рынок труда; трудовые ресурсы и
рынок труда в Российской Федерации и возможности трудоустройства
молодёжи; роль фондовых бирж в экономике; фондовый рынок;
• устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и
инвестированием;
способами
и
сферами
инвестирования;
прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной
трудовой деятельности;
• использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора;
сберегательных сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и
облигациях;
• искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях;
работе фондового рынка; защите персональных данных и финансовой
информации при работе с цифровыми устройствами; определять
отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных
продуктов;
• анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном
интеллекте; выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на
рынке ценных бумаг;
• приводить примеры управления личным временем и финансами; ценных
бумаг и операций с ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовых
консультантов; мошенничества;

• устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым
мошенничеством и потерями личных финансовых средств;
сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами
страхования; способами и сферами инвестирования; прогнозировать
изменение дохода в зависимости от собственной трудовой
деятельности;
• использовать полученные знания об ошибках начинающего
предпринимателя; сберегательных сертификатах;
• определять и аргументировать опасность навязывания финансовых
услуг;
• решать задачи по противодействию мошенничеству, основам
финансового здоровья;
• овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов;
• искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах;
защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия
мошеннических предложений от подлинных инвестиционных
продуктов;
• оценивать собственные поступки и поведение других людей в
контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора
финансовых инструментов;
• приобретать опыт использования полученных знаний при защите
прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых
финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе
инвестиционных продуктов;
• приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении финансовых задач, осуществлении проектной и
исследовательской
деятельности,
при
взаимодействии
с
представителями разных этнических групп.

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Государство и финансовая система (17 ч)
1

Понятие «финансовая система»

2

https://myschool.edu.ru/

2

Компоненты финансовой системы

4

https://myschool.edu.ru/

3

Государственный бюджет и интересы
граждан

6

4

Инфляция и её последствия

1

5

Государственная политика
устойчивого развития

2

6

Международная финансовая система

2

https://myschool.edu.ru/

https://myschool.edu.ru/

https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/

Человек и государство (16 ч)
7

Налоговая система России

2

8

Права и обязанности
налогоплательщика

2

9

Пенсионная система России

4

https://myschool.edu.ru/

10

Пенсионное планирование

1

https://myschool.edu.ru/

11

Социальная политика государства

3

https://myschool.edu.ru/

12

Финансовые экосистемы

1

https://myschool.edu.ru/

https://myschool.edu.ru/

15

13

Электронное государство для граждан

3

https://myschool.edu.ru/

14

Итоговое повторение

1

https://myschool.edu.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

11 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Инвестиции, инвесторы, риски (22 ч)
1

Финансовый рынок

1

https://myschool.edu.ru/

2

Портрет инвестора в современном мире

2

https://myschool.edu.ru/

3

Сделки с инвестиционными активами

6

https://myschool.edu.ru/

4

Первоначальные навыки
инвестирования

3

5

Финансовые технологии для
инвестиций

2

6

Управление инвестиционным
портфелем и рисками

4

7

История финансовых кризисов

4

https://myschool.edu.ru/

https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/

Профессия и финансовое благополучие человека
(11 ч)
8

Выбор профессии

3

https://myschool.edu.ru/

9

Ценности и трудовая деятельность

1

https://myschool.edu.ru/

16

10

Профессиональная мобильность

2

11

Финансовые отношения с
работодателем

4

12

Итоговое повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/

0

0

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1.

Понятие «финансовая система» Роль государства в
экономике.

1

https://myschool.edu.ru/

2.

Экономические цели и функции государства в финансовой
сфере

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

4.

Компоненты финансовой системы Основные финансовоэкономические институты, их роль, функции и полномочия.
Финансовая политика государства.

1

https://myschool.edu.ru/

5.

Финансовый рынок.

1

https://myschool.edu.ru/

6.

Национальная платежная система

1

https://myschool.edu.ru/

7.

Государственный бюджет и интересы граждан Бюджет.

1

https://myschool.edu.ru/

8.

Виды бюджета.Бюджетное устройство. Бюджетный процесс

1

https://myschool.edu.ru/

9.

Платежный баланс.

1

https://myschool.edu.ru/

10. Доходы и расходы государственного бюджета
11. Государственный долг.

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

12. Инициативное бюджетирование

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

3.

13.

Инфляция и покупательная способность. Последствия
инфляции

Государственная политика устойчивого развития Факторы
устойчивого развития
15. Влияние устойчивого развития на личные финансы
Международная финансовая система Основы глобального
16.
финансовогорынка. Международные расчеты
14.

18

17. Риски и ограничения глобальной финансовой системы
Налоговая система России Сущность налогообложения.
18.
Функции налогов.
Налоговаясистема. Налоги и их виды. Налоговые системы
19.
разных эпох
Права и обязанности налогоплательщика Учет
20. налогоплательщиков. Виды налогов физических лиц.
Налоговая декларация.
Налоговые вычеты. Налогообложение самозанятых и
21.
предпринимателей
Пенсионная система России Пенсия. Пенсионная система.
22.
Персонифицированный
учетпенсионных прав граждан.
23. Виды пенсий. Государственная пенсия.
Обязательное пенсионное страхование. Добровольное
24.
пенсионное обеспечение.Корпоративная пенсия.
25. Система гарантирования пенсионного обеспечения
Пенсионное
планирование. Баланс доходов и
26.
потребления на этапах жизненного цикла
Социальная политика государства Субъекты и объекты
27. 2
социальной защиты.

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

28. Виды социальныхпособий и выплат. Социальные льготы.
29. Государственные программы поддержки

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

30. Финансовые платформы и экосистемы.
Электронная коммерция, информационные технологии и
31. образ жизни. Цифровые финансовые сервисы. Риски
цифровых технологий для потребителя
Виды электронныхгосударственных услуг. Оплата штрафов,
32.
налогов, ЖКХ, госпошлин, исполнительных требований.

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

33.

Способы оплатыэлектронных государственныхуслуг. Риски
оформления электронных государственныхуслуг

34. Итоговое повторение.

19

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1.

Финансовый капитал. Виды финансового рынка.
Регулирование и инфраструктура финансового рынка

1

https://myschool.edu.ru/

2.

Портрет инвестора в современном мире. Виды инвесторов и
типы их поведения.

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

3.

Финансовая дисциплина. Квалификация инвесторов.
Сделки с инвестиционными активами. Эмиссия ценных
4. бумаг. Виды сделок с ценными бумагами: акция,
облигация, пай фонда
Особенности операций с производными финансовыми
5. инструментами: фьючерс, форвардный контракт, своп,
опцион.
Сделки с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом
6.
рынке. Формы расчетов по сделкам с ценными бумагами
Вложения в инвестиционные и акционерные фонды.
7.
Венчурное инвестирование.
Сделки
с иностранными ценными бумагами
и
8.
депозитарными расписками. Сделки с валютой
Виды биржевых товаров и инвестирование в них.
9. Особенности инвестирования в драгоценные металлы,
недвижимость и предметы искусства.
Первоначальные навыки инвестирования
Выбор цели
инвестирования. Определение
суммы,
горизонта
10.
инвестирования и уровня допустимого риска. Выбор
инвестиционной
стратегии:
пассивное,
активное

20

инвестирование
Определение торговой стратегии.
Доверительное
11. управление
Брокерский счет.
Индивидуальный
инвестиционный счет. Выбор активов
Особенностиналогообложения сделок.Типичные ошибки
12. начинающих инвесторов. Влияние психологических
факторов на решения инвесторов
Финансовые технологии для инвестиций Инвестиции и
операции вцифровой среде
Торговые и аналитические системы. Торговые системы и
14. интернет- трейдинг. Торговые роботы и алгоритмический
трейдинг.Риски цифровых технологий в инвестировании
Управление инвестиционным портфелем и рисками
15. Инвестиционный портфель.Управление инвестиционным
портфелем. Выбор инвестиционной стратегии.
13.

16.

Анализ финансовой и нефинансовой информации.
Фундаментальный и технический анализ. Хеджирование.

Диверсификация. Подходы к управлению рисками
инвестиционного портфеля
Кредитный риск. Процентный риск. Валютный риск.
18. Рыночныйриск. Прогнозирование, анализ и оценка
последствий возможных финансовых рисков
17.

19.

История финансовых кризисов Особенности регулирования
финансового рынка в период кризиса

20. Меры поддержки финансового сектора в период кризиса.
Виды и география финансовых кризисов. Виды санкций и их
21.
влияние на финансовый рынок. Эмбарго
Риски и возможности во время финансового кризиса.
22. Модели поведения инвестора во время финансового
кризиса
Выбор
профессии
Факторы
выбора
профессии.
23.
Возможности и риски при выборе региона или страны

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

21

работодателя
Уровень качества жизни и доходов в разных регионах.
24.
Финансовые аспекты выбораработодателя или его смены.
Формирование индивидуальногокарьерного трека.
25. Влияние образования
на
доходы. Инвестиции в
профессию
Ценности и трудовая деятельность Ценности организации.
26.
Разнообразие и инклюзия.
Гендерное равенство. Баланс финансового благополучия и
27.
работы
Профессиональная мобильность Профессиональная
28.
мобильность
Риски
здоровья.
Требование
официального
29.
трудоустройства. Риски семьи
30. Финансовые отношения с работодателем
31. 2Финансовые условия трудовогодоговора. Заработная плата.

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

32.

Виды материальной и нематериальной мотивации
работника

1

https://myschool.edu.ru/

33.

Биржа труда.Пособие по безработице. Эффективный
контракт

1

https://myschool.edu.ru/

1

https://myschool.edu.ru/

34. Итоговое повторение.

22

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Алгебра и
начала математического анализа 10—11 классы Ю. М. Колягин, Н. Е. Фёдорова и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».