МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №184 "Новая школа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыкальная ритмика и хореография»
для обучающихся 11 классов
Екатеринбург 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальная ритмика и хореография»
для 11 классов разработана на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, ФООП СОО, реализует
Основную образовательную программу МАОУ СОШ № 184 «Новая школа».
Особенности региона, города, учреждения в содержании предмета
Екатеринбург - столица Урала, известен не только своей развитой
промышленностью, но и богатым культурным наследием: театрами, музеями,
концертными и выставочными залами, высшими учебными заведениями искусства и
культуры. Изучение искусства в целом идет через призму искусства своей малой Родины
– Урала. Уральский танцевальный фольклор включен в программу. Принимая во
внимание особенности школы (образовательная политика, направленная на создание
условий для развития творческой личности ребенка, личностно-ориентированный подход
в обучении, специфику учебного предмета «Музыкальная ритмика и хореография», его
непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в
программе упор сделан на деятельные формы обучения: развитие восприятия (функцию
– активный слушатель, зритель), интерпритаторских и импровизаторских способностей
(функцию - исполнитель) на основе актуализации
обучающимися личного
эмоционального, эстетического и социокультурного опыта. В связи с этим в программе
учтены разные формы творческих заданий по соответствующим темам курса.
Структура программы предполагает постепенное (спиральное) развитие умений
и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного его
прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей
обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане МАОУ СОШ №184 «Новая школа»
Учебный предмет «Музыкальная ритмика и хореография» является предметом части,
формируемой участниками образовательных отношений (выбран Учреждением). Учебный
план школы предусматривает по 17 часов в год, 1 час в неделю в одном полугодии на
освоение учебного предмета «Музыкальная ритмика и хореография» в 11 классах (0.5
часа в неделю).
Планируемые результаты
личностные:
1. Российская гражданская идентичность. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3.Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера(способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
2
4. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность здоровье сберегающего поведения;
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать способы решения творческих заданий в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий
с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по
способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и
уровень усвоения.
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения творческих
заданий;
3) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии
с предложенным алгоритмом.
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
творческих задач.
коммуникативные
учащиеся научатся:
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
3
Предметные результаты:
учащиеся научится:
1) владеть представлениями об искусстве танца как сфере человеческой деятельности, об
этапах его развития, о его значимости для развития человеческих отношений;
2) владеть терминами, связанными с искусством танца в пределах изучаемой темы;
3) владеть практическими умениями и навыками танцевальной культуры;
4)анализировать средства танцевальной выразительности: ритм, темп, пластика, музыка,
краски, художественный образ;
5)определять характер танцевальных образов
6)выявлять общее и особенное при сравнении классического, народного и современного
танца;
7)понимать жизненно-образное содержание танцевальных произведений разных жанров;
8)различать многообразие танцевальных образов и способов их развития;
9)производить образный анализ танцевального произведения;
10)понимать основной принцип построения и развития танца;
11)размышлять о знакомом танцевальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, жанре, исполнителях;
11)понимать значение народного танцевального творчества в развитии общей культуры
народа;
12)распознавать художественные направления, стили и жанры классического и
современного танца, танцевального языка и драматургии;
13)определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русском
танце.
14)эмоционально-образно воспринимать и характеризовать танцевальные произведения;
15)творчески интерпретировать содержание танцевальных произведений;
16)определять характерные признаки современного танца;
17)находить ассоциативные связи между художественными образами танца, музыки и
литературы;
18)участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о
19)приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных танцевальных исполнителей и исполнительских коллективов;
20)применять
современные
информационно-коммуникационные
технологии
21)обосновывать собственные предпочтения, касающиеся танцевальных произведений
различных стилей и жанров;
22)использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов танцевального фольклора разных стран мира;
• различать формы построения
танца , понимать их возможности в
воплощении и развитии танцевальных образов;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
танцевального искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• активно использовать язык танца для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, математики и др.).
4
Содержание
Танцевальное искусство в формировании художественной культуры личности
Искусство хореографии. Хореография (греческ.:chreia – пляска) как танцевальное
искусство в целом во всех его разновидностях.
Роль и значение танцевального искусства в различных видах искусств, его
специфика. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика
выразительных средств разных искусств (ритм, темп, пластика, музыка, краски,
художественный образ).
Предназначение танцевального искусства и его возможности в духовном
совершенствовании человека.
Своеобразие видения картины мира в национальных танцевальных культурах Запада
и Востока.
1.Музыкально-ритмическая деятельность
Овладение практическими умениями и навыками в танцевальной деятельности.
Исполнительское мастерство.
Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение
характера музыки в танце и ее особенностей пластическими средствами в сольной и
коллективной формах деятельности при создании танцевальных композиций.
Язык танца и художественный образ. Особенности языка танца, выражение
образного его содержания.
2. Основы современного эстрадного танца.
Теория. Современный эстрадный танец включает в себя много танцевальных
направлений и течений. Отличие эстрадного танца от других направлений хореографии.
Терминология современного танца. Знакомство с основными направлениями
современного эстрадного танца. История появления джаз-танца. Техника безопасности
при выполнении упражнений.
Практика. Работа над основными техническими приёмами современного танца.
Работа над танцевальными элементами и композициями в стиле джаз танца. Выполнение
упражнений для рук, скрещивание рук сзади в замке. Поочередный подъем одного и двух
плеч. Выполнение упражнений на развитие подъема и шага. Пел вис. Кросс.
Передвижение в пространстве. Знакомство со спецификой исполнения шага на месте и в
сторону с приставкой. Прыжки по VI позиции, из I во II позицию. Знакомство с
особенностями исполнения движений с элементами изоляции. Выполнение упражнений
для ног в сторону на 90°. Особенности исполнения наклонов корпуса с разной
амплитудой. Знакомство с круговыми движениями в суставах «локо-мотор». Разучивание
и отработка танцевальной композиции на основе изученных элементов.
3.Современный бальный танец.
Теория. История развития бального танца. Танцевальные жанры и стили современного
бального танца, их особенности.
Практика. Вальс на месте, вальсовый поворот. Работа парами. Направления танцевального
движения в зале: лицом по линии танца. Движение по кругу. Положение рук и ног, спины и
головы. Разучивание рисунка танца. Отработка отдельных элемент без музыки под счёт.
Отработка движений под музыку. Репетиция танца. Отработка ритмичности и
синхронности ансамблевого исполнения. Отработка плавности и художественной
выразительности.
Все упражнения тренажа выстраиваются с учётам постепенного возрастания физической
нагрузки – от лёгких движений к трудным, от простых к сложным, от медленного темпа к
быстрому, постепенно варьируя известные элементы, осваиваются более сложные по
координации движения.
5
Актёрское мастерство.
Приёмы и упражнения, позволяющие развить актерские способности и
исполнительское мастерство: «к танцу через слово»; «к танцу через зрительный образ»;
танцевальное движение – музыка («говорящая» поза – «рассказывающее» движение);
законы перемещения в пространстве сцены; принципы идентификации, импровизации.
Тематическое планирование 11 класса
N/n
Тема урока
урока
1
Инструктаж по ТБ. Искусство хореографии и его разновидности.
2
Координация и ритмичность движений на основе эстрадного танца.
3
Современный тренинг на середине зала. Ориентация в пространстве
зала.
4
Эстрадный танец. Разучивание движений.
Количество
часов
1
1
1
1
5
Эстрадный танец. Разучивание связки движений.
1
6
Эстрадный танец. Постановочная работа.
1
7
Эстрадный танец. Постановочная работа.
1
8
9
Эстрадный танец. Репетиционная работа.
Инструктаж по Т.Б. Танцевальный тренинг на середине зала.
Современные бальный танец.
Современный бальный танец. Разучивание движений.
Современный бальный танец. Разучивание связки движений.
Современный бальный танец. Разучивание связки движений.
Современный бальный танец. Композиционное построение.
Современный бальный танец. Композиционное построение.
Современный бальный танец. Репетиционная работа.
Современный бальный танец. Репетиционная работа.
Ансамблевое исполнение.
Всего:17 часов.
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
6
1
1
1
1
1
1
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)